Овощехранилище


В большинстве регионов России период сбора урожая приходится на конец лета и начало осени. Однако фрукты и овощи покупатели видят на прилавках магазинов круглый год. Это возможно благодаря работе специальных стационарных сооружений – овощехранилищ, в которых искусственно поддерживается необходимый микроклимат, а также регулярно проводится обработка для сохранения качества плодов в течение длительного периода времени. Бизнес в сфере хранения сельскохозяйственной продукции достаточно прибылен, благодаря высокой стоимости товаров в несезонное время, но при этом требует существенных вложений и грамотного подхода к организации.

Классификация и особенности овощехранилищ

Овощехранилище представляет собой стационарное помещение, способное вмещать в себя несколько тонн продукции, которая хранится в нем до момента реализации. Условно они подразделяются на несколько категорий в зависимости от следующих критериев:

  1. Вид овощной культуры: хранилища для картофеля, моркови, капусты и т.д. Как правило, не рекомендуется в одном помещении содержать разную сельскохозяйственную продукцию (как минимум, потому что при ее хранении должны соблюдаться другие условия). Однако в рамках одной площади можно разделить помещение на сектора, изолированные друг от друга, что позволит сделать овощехранилище отчасти универсальным.
  2. Назначение продукции: продукты питания, семена, корма и т.п. В данном случае речь идет именно о продуктах питания. Однако благодаря возможности настройки микроклимата, можно в кратчайшие сроки и без особых затрат переоборудовать помещение для хранения другой продукции.
  3. Условия хранения: комбинированные и специализированные. Если условия хранения продуктов питания практически не отличаются, то овощехранилище может быть комбинированным (универсальным). В противном случае придется выделять в помещении изолированные секторы. Специализированные помещения предназначены для хранения конкретного вида продукции.
  4. Способ хранения: навалом, в таре. В 1-ом случае на подготовленную поверхность засыпаются продукты питания, во 2-ом – используются специальные контейнеры (мягкие или жесткие). Хранение навалом или насыпью позволяет сэкономить пространство и разместить большую массу продукции, однако нижний слой, скорее всего, будет бракованным. Контейнеры напротив, лучше хранят товары, но при этом занимают большее пространство.

Также здание овощехранилища может быть бескаркасным (быстрое и дешевое возведение, длительный срок эксплуатации, но имеют необходимость в утеплении и слабую конструкцию), каркасным (дорогостоящие при строительстве, но более надежные).

Условия хранения

Для хранения различных овощей требуется создавать определенный микроклимат в помещении. В частности, предъявляются требования к температурному режиму, вентиляции, влажности воздуха и т.д. Это обуславливает в дальнейшем установку как системы отопления, так и холодильников, а также специальных увлажнителей воздуха.

Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами выступают картофель, капуста, свекла, морковь и лук. Условия хранения для них перечислены в таблице.

№ п/п Продукция Температура (°C) Влажность воздуха (%) Вентиляция
1 Картофель +4 92 +
2 Капуста +1 96
3 Свекла +1 96
4 Морковь +1 96
5 Лук +1 78 +

На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что в смежных отсеках (или даже в рамках 1-го сектора) можно хранить капусту, свеклу и морковь, условия хранения которых практически не отличаются.

Картофель и лук следует хранить в разных помещениях, так как должны соблюдаться отличающиеся температурный режим и влажность воздуха.

Выбор поставщиков и рынков сбыта

Приступать к поиску поставщиков сельскохозяйственной продукции следует задолго до сбора урожая. Работать можно не только с крупными агрохолдингами, но и менее развитыми предприятиями, а также не представленными на рынке фермерскими хозяйствами. Последние, скорее всего, согласятся реализовать продукцию по достаточно низкой цене за 1 раз.

После того, как будут определены поставщики и подписаны соответствующие соглашения, можно приступать к поиску рынков сбыта. Хранящаяся продукция может реализовываться на протяжении практически всего года (если принимается на хранение в сентябре, то реализовывать ее можно вплоть до следующего лета). Сбывать овощи можно в первую очередь в крупные торговые сети, небольшие розничные торговые точки, государственные учреждения в сфере общественного питания, а также по возможности открыть собственный магазин, в котором продукция будет реализовываться практически по оптовым ценам.

Бизнес-план



Перед тем, как обустраивать овощехранилище, закупать оборудование и искать поставщиков, требуется официально зарегистрировать собственный бизнес. В данном случае целесообразным будет открытие отдельного юридического лица – ООО. Это вызвано достаточно высокими рисками, существенными капиталовложениями и общей организационной сложностью дела. Регистрация хозяйственного общества требует уплаты госпошлины в размере 4 000 рублей, а также формирования уставного капитала – 10 000 рублей.

После этого можно приступить к определению местоположения овощехранилища и выбору помещения. Размещать комплекс рекомендуется за пределами населенного пункта, либо на его окраине. Должен обеспечиваться доступ к системам снабжения (электричество).

При выборе помещения следует ориентироваться на ангарный тип здания (высокие потолки). Помещение можно взять в аренду или выстроить самостоятельно с нуля. При долгосрочном планировании бизнеса и наличии существенного капитала рекомендуется выстроить бескаркасное сооружение арочного типа. Для хранения большого количества продукции требуется площадь не менее 400 кв.м. При этом необходимо выделить не менее 50 кв.м на административные помещения. Стоимость возведения такого здания, включая подготовку фундамента, оплату всех расходных материалов и стройматериалов, а также утепление, составляет около 5 000 рублей за 1 кв.м. Соответственно, здание площадью в 450 кв.м обойдется в 2 250 000 рублей.

Регулярными платежами при обслуживании здания будет оплата отопления и электроснабжения. Ежемесячно на коммунальные платежи потребуется не менее 30 000 рублей.

Обустройство складского помещения требует покупки и монтажа следующего оборудования:

  1. Система вентиляции. Должна включать в себя как приточно-вытяжную естественную вентиляцию, так и принудительную (с мощными вентиляторами и воздухопроводами). Стоимость – 150 000 рублей.
  2. Система охлаждения. Состоит из специальных охлаждающих камер, в совокупности с вентиляцией позволяет нагнетать холодный воздух в помещение. Цена – 100 000 рублей.
  3. Холодильные камеры. Используются для хранения определенных скоропортящихся фруктов и овощей. Стоимость – 150 000 рублей.
  4. Стеллажи. Необходимы для размещения тары, предназначенной для хранения продукции. Цена – 50 000 рублей.
  5. Тара. Включает в себя жесткие контейнеры, ящики, лотки, а также мягкие коробки и полиэтиленовые пакеты. Стоимость – 20 000 рублей.

Итого, для обустройства склада потребуется 470 000 рублей.

Также для выполнения погрузочно-разгрузочных работ необходимо приобрести вилочный погрузчик. В целях экономии следует ориентироваться на б/у модели, стоимость которых не превышает 400 000 рублей.

Теперь необходимо обустроить административное помещение, для чего потребуется:

  1. Стол компьютерный (3 шт.) – 30 000 рублей.
  2. Стулья (3 шт.) – 15 000 рублей.
  3. Оргтехника (ПК – 3 шт., МФУ) – 100 000 рублей.
  4. Шкаф для документов – 15 000 рублей.
  5. Вешалка для одежды (2 шт.) – 5 000 рублей.
  6. Диван для посетителей – 25 000 рублей.
  7. Канцтовары – 5 000 рублей.

Итого – 195 000 рублей.

Для транспортировки овощей до овощехранилища с ферм/агрофирм, а также их перевозки в точки торговли требуется грузовое транспортное средство. Желательно выбирать автомобиль грузоподъемностью не менее 5-ти тонн. Стоимость такого транспорта составит около 800 000 рублей. Ежемесячное обслуживание (топливо, ремонт) – порядка 15 000 рублей.

Теперь необходимо приступить к подбору персонала. В штат сотрудников, обеспечивающих работу овощехранилища, должны входить:

  1. Директор. В обязанности входит подготовка и заключение договоров, поиск рынков сбыта, организация работы персонала и т.д. Требования: высшее образование в области управления, опыт работы на руководящей должности не менее 5-ти лет. Заработная плата – 30 000 рублей/месяц.
  2. Бухгалтер. Необходим для ведения бухгалтерского учета компании, подготовки всей необходимой финансовой отчетности и денежного расчета сотрудников. Требования: высшее экономическое образование (приоритет – профиль «Бухгалтерское дело»), опыт работы по профессии не менее 3-х лет. Заработная плата – 20 000 рублей.
  3. Менеджер-логист. Осуществляет работы по подготовке документов для закупки и реализации продукции, поиск поставщиков и покупателей, планирование поставок. Требования: высшее образование (профиль «Менеджмент» или «Логистика»), опыт работы от 1-го года. Заработная плата – 20 000 рублей.
  4. Работник склада. Требуется для обеспечения работы вентиляционного и холодильного оборудования, поиска и устранения неисправностей, контроля над состоянием хранящейся продукции. Требования: среднее профессиональное образование (приоритет — работа с оборудованием), опыт работы кладовщиком – 3 года. Заработная плата – 25 000 рублей.
  5. Грузчик. Необходим для выполнения погрузочно-разгрузочных работ при доставке товаров. Требований нет. Заработная плата – 15 000 рублей.
  6. Уборщица. Занимается уборкой помещений по мере необходимости, например, в результате освобождения пространства после погрузки или в целях подготовки площади к размещению продукции. Заработная плата – 5 000 рублей.

Таким образом, фонд оплаты труда составляет суммарно 115 000 рублей. Однако работодатель (в данном случае – юридическое лицо) обязуется уплачивать взносы за своих сотрудников в медицинский, социальный и пенсионный фонды, что составляет 30% от размера их оплаты труда. Соответственно, на персонал будет ежемесячно расходоваться 149 500 рублей.

Подведем текущий итог расходов по организации овощехранилища:

На открытие бизнеса потребуется:

  1. Регистрация ООО – 14 000 рублей.
  2. Строительство бескаркасного сооружения – 2 250 000 рублей.
  3. Обустройство склада – 470 000 рублей.
  4. Покупка погрузчика – 400 000 рублей.
  5. Обустройство административного помещения – 195 000 рублей.
  6. Покупка грузового автомобиля – 800 000 рублей.

Таким образом, для открытия бизнеса необходимо, как минимум, 4 129 000 рублей. Однако данная сумма предназначена лишь для подготовки помещения и закупки необходимого инвентаря. В действительности стартовые капиталовложения должны рассчитываться с учетом закупки партии продукции для хранения и последующей реализации, что увеличивает расходы как минимум до 10 миллионов рублей.

Ежемесячные платежи включают в себя:

  1. Коммунальные услуги – 30 000 рублей.
  2. Обслуживание автомобиля – 15 000 рублей.
  3. Оплата труда персонала – 149 500 рублей.

Итого, ежемесячно необходимо платить 194 500 рублей.

Для расчета расходов на приобретение продукции и извлекаемой прибыли используем картофель. Площадь овощехранилища позволяет вмещать в себя порядка 700 тонн картофеля. Для расчета применялась эксплуатируемая площадь в 350 кв.м (оставшиеся 50 кв.м необходимы для подхода к стеллажам), высота 3-3,5 м., а также плотность картофеля – 0,66 т/куб.м. При закупочной цене в 9 рублей за 1 кг, стоимость покупки составит 6 300 000 рублей. Данная продукция может быть реализована в течение полугода с наценкой 30% и последующей закупкой новой партии уже других овощей. Соответственно, реализация принесет 8 190 000 рублей выручки. Валовая прибыль в данном случае составит 1 890 000 рублей, а чистая (за вычетом ежемесячных расходов за 6 месяцев и налога на прибыль 15%) – 614 550 рублей. При регулярной реализации продукции на протяжении года годовая прибыль будет составлять около 1,2 миллиона рублей, что окупит проект примерно за 4 года. Большую прибыль принесет использование площадей от 2 000 кв.м, что позволит реализовывать колоссальные объемы продукции. Также, в результате эффекта экономии на масштабах производства, ускорится окупаемость проекта (примерно до 2-3 лет).


Читайте также: