Бизнес-идея: Продажа мороженого на улице


Мороженое является одним из наиболее популярных лакомств во всем мире. По статистике ежегодно жители США употребляют более 15 кг продукта, в Европе на порядок меньше – около 5 кг. Россия же занимает срединное положение в объемах потребляемого мороженого около 9 кг в год. При этом наши соотечественники могут есть мороженое не только в знойную летнюю погоду, но и в достаточно прохладное время – ранней весной и поздней осенью. Несмотря на условную сезонность, бизнес по продаже мороженого может стать достаточно перспективным направлением деятельности и окупиться в кратчайшие сроки.

Организация торговой точки

Продажа мороженого может осуществляться в 2-х вариантах: со стационарной точки или мобильного фургона. Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки.

Классическая стационарная торговая точка – наиболее распространенный в России метод организации данного бизнеса. Он отличается меньшими капиталовложениями: для старта потребуется приобрести специальную морозильную камеру, стул для продавца и зонт. После этого можно продавать закупленное заранее у производителей мороженое.

Главный недостаток – высокий риск при выборе места. Торговая точка может иметь недостаточно высокую проходимость, потому что, как правило, популярные места уже много лет как заняты конкурентами. Смена дислокации – сложный и дорогостоящий процесс, который не гарантирует успеха.

Другим вариантом организации бизнеса является «мороженое на колесах». Такой тип получил широкое распространение в США и Европе. В целом он представляет собой продажу мороженого из небольшого фургончика, в котором размещается все необходимое оборудование. Главное преимущество в данном случае – мобильность. Фургончик может припарковаться в специальных отведенных местах в часы-пик неподалеку от областей высокой активности – офисные помещения, образовательные организации и т.д. После того, как активность снизится, торговая точка с легкостью переместится в более выгодное место без каких-либо затрат. К тому же, учитывая специфичность «мороженого на колесах» в России, такое предложение будет вызывать неподдельный интерес у покупателей. Более того, в фургончике можно разместить не только твердое мороженое популярных торговых марок, хранящееся в морозильных камерах, но и специальный фризер, позволяющий изготавливать на месте популярное в последнее время мягкое мороженое, что расширит ассортимент продукции и позволит извлекать новую прибыль.

Главным же недостатком является высокий порог входа на рынок: покупка фургона обойдется в разы дороже, чем организация стационарной точки. Но, тем не менее, подобный вариант организации бизнеса является более целесообразным, поскольку позволит окупить все вложения примерно за такие же сроки, но имеет большую прибыльность и перспективы развития.

Выбор местоположения и график работы

Мобильная торговая точка по продаже мороженого должна ориентироваться в первую очередь на аудиторию в возрасте от 5-ти до 15-ти лет, однако это не отменяет возможности продажи товара другим возрастным категориям покупателей. Соответственно, большую часть своего времени необходимо располагаться поблизости от детских садов и школ.

По будням, учитывая общераспространенное начало рабочего дня (09:00), фургон с мороженым должен быть «открыт» для покупателей около 08:30. Это позволит реализовать часть продукции сотрудникам организаций, спешащим на работу. Выбирая местоположение, следует ориентироваться на крупные офисные центры, комплексы государственных учреждений и т.д., располагаясь поблизости. После этого целесообразно переместиться к крупным школам. Большая перемена зачастую проводится в период с 11.00 до 12.00, поэтому в это время необходимо находиться неподалеку. Желательно заранее проанализировать график работы образовательных учреждений, чтобы успеть реализовать продукцию для как можно большего количества людей.

Следующая точка отсчета – 13:00 (14:00). В это время в большей части организациq происходит обед, поэтому целесообразно вернуться на прежнее место. В дальнейшем можно уехать обратно к школам, а после 17:00 (18:00) – располагаться вблизи детских садов. Благодаря этому можно продать мороженое родителям, забирающим своих детей из данных учреждений. В вечернее время фургон с мороженым может расположиться около городских парков. Как правило, вечером активность покупателей снижается (т.к. температура падает и на улице становится холодно), поэтому после 20:00 «мороженое на колесах» может прекращать свою работу.

В выходные дни фургончик с мороженым может в течение всего рабочего дня (с 10:00 до 20:00) располагаться на территории городских парков, возле различных аттракционов, торгово-развлекательных центров, то есть мест с высокой проходимостью. Учитывая специфику ведения бизнеса, опасаться конкуренции со стороны стационарных торговых точек не стоит. «Мороженое на колесах» привлечет гораздо больше внимания, чем порядком надоевший всем вафельный стаканчик с пломбиром из морозилки.

Бизнес-план

Первым этапом при организации бизнеса по продаже мороженого является официальная регистрация своего дела: собственник может зарегистрироваться в качестве ИП либо открыть ООО. Несмотря на все преимущества отдельного юридического лица, сезонный характер бизнеса делает более целесообразным индивидуальное предпринимательство. Это позволит существенно сэкономить на налогах, упростит сам процесс открытия и закрытия (когда сезон закончится, можно просто ликвидировать ИП и открыть его вновь перед следующим сезоном), вывод прибыли для личного пользования и т.д. Кроме того, стоимость госпошлины для ИП всего лишь 800 рублей (в отличие от 4 000 рублей для ООО), а также не требуется внесение уставного капитала (минимум 10 000 рублей). В результате, предприниматель сможет направить больший объем стартового капитала на закупку дорогостоящего оборудования.

Теперь можно приступить к выбору местоположения и организации торговой точки. Как было выяснено выше, более перспективным вариантом выступает приобретение фургона и мобильный характер бизнеса. Соответственно, заключать договор аренды и обустраивать территорию не нужно. Однако вместо этого требуется покупка специального транспорта, что влечет за собой определенные расходы.

В качестве фургона для мороженого может выступать обычный микроавтобус или небольшой грузовой автомобиль. Стоимость подержанного автомобиля составляет около 800 000 рублей. Однако покупка транспорта не будет означать уже готовую возможность размещения всего оборудования. Необходимо переоборудовать кузов фургона. Стоимость монтажных работ составит не менее 100 000 рублей. Также потребуется перекрасить фургон в соответствующие цвета, установить подобие вывески. Такие работы обойдутся в 50 000 рублей.

Использование автомобиля для продажи мороженого влечет за собой ежемесячные транспортные издержки. В первую очередь, это расход ГСМ (включая работу двигателя автомобиля и бензинового генератора для  выработки электричества для работы оборудования), а также периодические ремонтные работы. В среднем, каждый месяц на это будет требоваться около 15 000 рублей.

Для функционирования торговой точки потребуется следующее оборудование:

  1. Морозильные камеры. В них будут храниться твердые сорта мороженого, которое закуплено у поставщиков и предназначено для классической перепродажи с наценкой. Стоимость – 60 000 рублей.
  2. Фризер. Это специальное устройство, позволяющее в кратчайшие сроки их сырья изготавливать мягкие сорта мороженого. Является обязательным атрибутом фургончика по продаже мороженого. Цена – 80 000 рублей.
  3. Бензиновый генератор. Требуется для выработки электричества, за счет которого будет работать все оборудование. Стоимость – 30 000 рублей.
  4. Кухонный инвентарь (ложки, вилки, ножи, посуда и т.д.). Цена – 3 000 рублей.
  5. Хозяйственный инвентарь (ведра, тряпки, швабра и др.). Стоимость – 2 000 рублей.
  6. Кассовый аппарат. Цена – 20 000 рублей.

Соответственно, капиталовложения на закупку оборудования составят около 195 000 рублей. К ним рекомендуется заранее добавить не менее 100 000 рублей, которые будут направлены на приобретение 1-й партии твердого мороженого у поставщиков, а также сырья для мягкого мороженого. Помимо этого необходимо регулярно приобретать вафельные стаканчики для лакомства и салфетки. Однако при расчете окупаемости эта сумма использоваться не будет, так как расходы входят в перечень переменных издержек.

После того, как фургон будет переоборудован и оснащен всем необходимым, стоит приступить к подбору персонала. Для этого требуется нанять минимум 3-х сотрудников: продавца-кассира (1 ед., так как 2-м продавцом будет выступать сам предприниматель в целях экономии средств) и водителя-грузчика (2 ед.). Сотрудники будут работать посменно, так как этого требует специфика бизнеса – работа по будням в течение 12-ти часов и на выходных по 10 часов.  Т.е. на каждого работника приходится стандартная 40-часовая рабочая неделя.

На роль кассира может претендовать любой молодой человек или девушка, имеющие как минимум среднее профессиональное образование (отрасль: экономика; профиль «Продавец-кассир») и опыт работы от 1-го года. Заработная плата продавца составляет 20 000 рублей в месяц. В качестве грузчика водителя следует нанять мужчину крепкого телосложения (для выполнения погрузочно-разгрузочных работ) среднего возраста, имеющего водительское удостоверение соответствующей категории, а также опыт вождения не менее 3-х лет. Заработная плата водителя-грузчика – 20 000 рублей в месяц. Однако предприниматель обязан также уплачивать взносы за своих работников в соответствующие фонда (ФСС, ФОМС, ПФР), которые составляют 30% от фонда оплаты труда. Соответственно, общие расходы на сотрудников составят 78 000 рублей в месяц.

Однако индивидуальный предприниматель также обязан уплачивать взносы в ФОМС и ПФР за себя лично. Их размер составляет 32 385 рублей в год или 2 699 рублей в месяц.

Таким образом, структура расходов имеет следующий вид.

Открытие бизнеса:

  1. регистрация ИП – 800 рублей;
  2. покупка фургона – 800 000 рублей;
  3. переоборудование транспорта – 100 000 рублей;
  4. дизайнерские работы – 50 000 рублей;
  5. закупка оборудования – 195 000 рублей.

Итого: 1 145 800 рублей.

Ежемесячные расходы:

  1. оплата ГСМ – 15000 рублей;
  2. расходы на персонал – 78 000 рублей;
  3. взносы ИП за себя – 2 699 рублей.

Итого: 95 699 рублей в месяц.

Для расчета прибыли предположим, что торговая точка извлекает около 60% дохода с продажи мягкого мороженого (оно более популярно) и 40% с реализации твердого мороженого от поставщиков.

Наценка на закупленный товар составляет, как правило, около 100% (например, классический вафельный стаканчик закупается по 10 рублей, а продается по 20 рублей). Средняя стоимость твердых сортов мороженого составляет около 40 рублей. Соответственно, валовая прибыль от реализации каждого – в среднем, 20 рублей.

Мягкое мороженое из фризера не только более популярно, но и имеет большую наценку. При розничной стоимости порции в 80 рублей (за 100 грамм), себестоимость вафельного стаканчика, салфетки и сухой массы, разведенной водой и залитой во фризер, в сумме составляет около 10 рублей. То есть, валовая прибыль от продажи каждого стаканчика мягкого мороженого – не менее 70 рублей.

В будние дни клиентами фургона с мороженым могут стать около 100 человек. В выходные – от 200 и выше. Соответственно, в месяц у компании будет в совокупности около 3 800 человек. Учитывая вкусовые предпочтения (40 — 60%), валовая прибыль от продажи мороженого составит: 3 800*0,4*20 + 3 800*0,6*70 = 30 400 (твердое мороженое) + 159 600 (мягкое мороженое) = 190 000 рублей.

За вычетом ежемесячных расходов (95 699 рублей) и налога на прибыль (в данном случае целесообразно использовать модель 6% УСН «обложение доходов» — 11 400 рублей), чистая прибыль составит 82 901 рубль. С одной стороны, такой подход позволит окупить бизнес за 1 год и 2 месяца. Но с другой, необходимо делать ставку на сезонность: фургон будет работать с апреля по сентябрь, т.е. 6 месяцев в году. Соответственно, бизнес в реальности окупится только на 3-й год существования. Кроме того, несмотря на достаточно хорошие показатели прибыльности, предпринимателю придется искать другое занятие на полгода (в зимнее время). Однако 100 клиентов по будням и 200 по выходным – это лишь примерные прогнозы. В реальности фургончик с мороженым может произвести настоящий фурор, в результате чего ежедневно сможет обслуживать от 200 покупателей и более, что позволит его окупить в течение 1-го сезона.


Читайте также: