Бизнес-идея: Гостиница


Туризм – одно из актуальных направлений развития для любого региона и, конечно же, города. Путешественники нуждаются не только в новых впечатлениях от посещения памятных мест, но и временном жилье. Гостиничный бизнес всегда будет актуален, а по мнению экспертов, еще и прибыльным.

Разумеется, успешному управлению гостиницей предшествует серьёзная подготовка с кропотливо проведенным анализом рынка. Гостиничный бизнес уже многие годы — это не просто умение предоставить апартаменты для гостя, а целое искусство. Многие мэтры гостиничного дела уже давно привлекают клиентов не только качественным сервисом, но и определённым подходом: у заведения может быть своя тематика и атмосфера. Это складывается из множества факторов, начиная от расположения и заканчивая вместимостью.

Общие организационные вопросы

В данной статье рассмотрим пример организации небольшой гостиницы на 20 номеров. Это связано, в первую очередь, с тем, что небольшая гостиница оптимальна для новичка в этом деле. К тому же в странах Европы многие предприниматели и туристы отдают предпочтения небольшим гостиницам.

Во-первых, необходимо разобраться с особенностями нормативно-правового регулирования.

Для небольшой гостиницы достаточно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Если же собственник будущей гостиницы уже является индивидуальным предпринимателем, необходимо пройти регистрацию в налоговых органах. Для данного вида деятельности классификация ОКВЭД для гостиницы с рестораном — 55.11, для гостиниц без ресторанов — 55.12. Следующим этапом будет являться выбор системы налогообложения: владелец может воспользоваться упрощенной системой налогообложения, это поможет существенно снизить налоговую нагрузку, во всяком случае до того времени, когда ежегодный доход от деятельности не достигнет 150 000 000 рублей.

В общей сложности понадобятся следующие документы:

  1. Документы, устанавливающие права предпринимателя на занимаемое помещение в отдельных случаях еще и участок земли.
  2. Регистрационное свидетельство компании при постановке на учет в ФНС.
  3. Документы, регламентирующие осуществление строительства или перепланировку помещения.
  4. Сертификат соответствия.
  5. Лицензии на торговлю продуктами питания, в том числе и алкогольной продукцией.
  6. Документы, удостоверяющие соответствие помещения требованиям санитарной, технической, пожарной, а также экологической безопасности.
  7. Документы о регистрации кассового аппарата (в налоговой инспекции).
  8. Специальное разрешение на рекламу и регистрация вывески в органах местного самоуправления.
  9. Договоры со сторонними организациями (аутсорсинг) на оказание услуг.
  10. Документы, необходимые для внутреннего пользования (устав предприятия, перечень предоставляемых услуг, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схема эвакуации, книга отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала).

Выбор типа гостиницы

Традиционно небольшие гостиницы можно поделить на 2 вида:

  1. Хостел – дешевый вариант для путешественника. Обустроены достаточно скромно, обычно это комнаты с двухъярусными кроватями. Такие гостиницы просты и доступны, чем-то напоминают общежития.
  2. Семейный пансионат – более крупная гостиница, отличается от хостела наличием собственного санузла, комнаты и кухни.

Наиболее подходящий вариант для гостиниц, имеющих малый объем — выкуп и последующая перепланировка помещений. Лучше всего подойдут отдельные этажи общежитий, поскольку они менее прихотливы для дальнейшего переоборудования и уже есть общие кухни, душевые. Если же хочется обустроить более «статусную» и уютную, отдельно стоящую гостиницу — идеально подойдет выкуп особняка или коттеджа. Между строительством с нуля и арендой экономически наиболее выгодным является 1-й вариант, однако и аренда приемлема, если является долгосрочной.

Примерный план гостиницы на 20 номеров можно представить следующим образом:

  • номер класса «люкс» — 3 шт.;
  • двухместный номер – 14 шт.;
  • одноместный номер – 3 шт.;
  • небольшой ресторан с баром;
  • кухня и несколько подсобных помещений;
  • склад, котельная и прочие технические помещения;
  • комната для стирки и глажки белья;
  • бильярдная; тренажерный зал.

Перед тем, как закупить необходимую мебель, важно оценить условия эксплуатации, они будут разниться в зависимости от «текучки» клиентов, это неизбежно скажется на износе. Частая уборка также наносит некоторой мебели определенные травмы. Не забывайте и о бытовой технике. Номера, в зависимости от планировки, нуждаются, как минимум, в телевизоре, небольшом холодильнике, осветительных приборах и прочем.

 

Подбор персонала

Работа в гостинице не самая простая, необходимо с особой внимательностью относиться к клиентам и помещениям. Работа требует повышенного уровня ответственности от сотрудников. Для небольшой гостиницы приемлемый состав персонала может быть ограничен следующими должностями:

  1. Директор — 1 человек;
  2. Администратор – 3 человека;
  3. Программист — 1;
  4. Бухгалтер — 1;
  5. Менеджер — 1;
  6. Уборщица — 3;
  7. Техник — 3 человека;
  8. Горничная — 3человека;
  9. Охранник — 2 человека;

Отдельно стоит отметить возможность делегирования тех или иных полномочий специальным лицензированным компаниям. Это может быть охрана, ведение бухгалтерии, услуги программиста или техника. Администраторов, горничных и уборщиц лучше всего держать на балансе.

Бизнес-план

При составлении общей концепции будущей гостиницы важно держать руку на пульсе. Отталкиваться можно только от актуальных исследований рынка с учетом его особенностей и возможностей на отдельно взятой территории. Выбрать нужно тот сегмент рынка гостиниц, который еще менее заполнен будущими конкурентами, он должен занимать лидирующие позиции в рейтингах потенциальных клиентов. От этого будет зависеть конфигурация вашей гостиницы, её форма, философия и перспектива роста.

Чтобы наверняка определиться, необходимо рассмотреть следующие макропоказатели:

  • Возможность привлечения инвестиций в данном сегменте рынка;
  • Состояние действующего гостиничного фонда, численность фирм, предоставляющих аналогичные услуги, а также их типологизация;
  • Спрос;
  • Цены;
  • Общая тенденция развития данного бизнеса.

Для получения вышеперечисленных показателей рекомендуется обратиться в специальные организации.
План открытия – одна из ключевых составляющих ведения бизнеса. План позволяет более осознанно ориентироваться среди времени и средств до момента открытия и эффективно «спроектировать» свою деятельность, не пропустив тот или иной организационный момент.

  1. Разработка бизнес-плана — 1 месяц;
  2. Регистрация — 1 месяц;
  3. Поиск подходящего помещения — 1 месяц;
  4. Текущий ремонт и перепланировка — 1 месяц;
  5. Замена окон и дверей (по необходимости) 1 — месяц;
  6. Монтаж вентиляционной системы, противопожарной сигнализации и установка кондиционеров — 2 месяца;
  7. Приобретение мебели и бытовых приборов — 1 месяц;
  8. Получение разрешений в Роспотребнадзоре, пожарной инспекции и т. д. — 2 месяца;
  9. Подбор и обучение необходимых сотрудников — 1 месяц;
  10. Организация рекламной кампании — 1 месяц;
  11. Начало деятельности.

После того, как произведено изучение рынка, и ситуация складывается в вашу сторону, можно приступать к вопросам непосредственной реализации.

Затраты:

  1. Оформление документов — 25 000 руб.;
  2. Проектные работы – 1 200 000 руб.;
  3. Строительство – 11 000 000 руб.;
  4. Организация и благоустройство (строительство парковки, скамейки ландшафтные работы) территории — 1 400 000 руб.;
  5. Приобретение необходимого оборудования для уборки, ремонта и прочего, мебели и хозяйственного инвентаря — 6 000 000 руб.;
  6. Ряд прочих (в том числе непредвиденных) расходов – 2 000 000 руб.

В итоге, размер капитальных вложений составляет 21 625 000 млн. руб. Можно рассмотреть вариант аренды помещения и сэкономить приличную сумму, однако это может повлечь определенные риски.

Ежемесячные расходы на услуги персонала будут иметь следующую структуру:

  1. Директор — 1 человек — 40 000 рублей;
  2. Администратор — 3 человека по 15 000 рублей;
  3. Программист — 1 человек — 20 000 рублей;
  4. Бухгалтер — 1 человек — 20 000 рублей;
  5. Менеджер — 1 человек — 20 000 рублей;
  6. Уборщица — 3 человека по 11 000 рублей;
  7. Техник — 3 человека по 12 000 рублей;
  8. Горничная – 3 человека по 12 000 рублей;
  9. Охранник — 2 человека по 15 000 рублей.

В общей сложности фонд оплаты труда ежемесячно будет составлять 280 000 рублей. Поскольку существует обязательство оплаты взносов в фонды социального, медицинского и пенсионного страхования в размере 30% от фонда оплаты труда, то ежемесячно на сотрудников будет уходить по 364 000 рублей, в том числе оплата взносов в фонды за самого индивидуального предпринимателя – 32 385 рублей в год (2 699 рублей в месяц).

Ежегодные статьи расходов могут варьироваться в зависимости от внутренних, и как следствие, внешних факторов. Любое структурное или организационное решение повлечет за собой изменения в структуру сметы. Основные статьи расходов, которые являются обязательными:

  • На оплату труда (с учетом отчислений в социальные фонды) – 4 400 385 руб.;
  • На эксплуатационные расходы (оплата коммунальных услуг, приобретение хозяйственного инвентаря, различных средств для уборки, канцелярских и офисных товаров, оплата телефонной связи и т. д.) – 500 000 руб.;
  • Иные расходы (вместе с теми, которые невозможно было предвидеть при составлении сметы) – 500 000 руб.

В общей сложности ежегодные расходы на обеспечение работы гостиницы составят около 5 400 385 рублей.
Рентабельность гостиничного бизнеса соткана из множества факторов, большая часть которых закладывается на начальных этапах планирования дела. Стоит отметить, что некоторые решения могут приносить прибыль не только от предоставления услуг непосредственно гостиничного толка. К примеру, заведение могут посетить в качестве ресторана или бильярда (если подобные услуги предусмотрены планом).

В среднем, стоимость комнаты в гостинице составляет 1 500 — 2 500 рублей, в зависимости от расположения, комплектации и наличия дополнительных услуг. Таким образом, при аренде 20-ти номеров в сутки (максимальная загруженность) прибыль по плану составит, как минимум, 30 000 рублей.
Итого, доход в неделю будет равен 210 000 рублей, в месяц – 930 000 рублей. В год прибыль от гостиницы будет составлять 11 160 000 рублей. С учетом обязательных и внеплановых расходов прибыль от гостиницы будет равна 5 759 615 рублей, а за вычетом налога на прибыль (УСН «обложение доходов 6%» — 669 600 рублей) – 5 090 015.

Таким образом, скромная гостиница на 20 номеров окупится за 4 года. Если учесть реальную среднюю загруженность гостиниц (в зависимости от региона показатель может колебаться, но составляет в среднем около 75%), то прибыль сократится примерно на четверть – до 3,8 миллионов рублей, что увеличит окупаемость до 6-ти лет.

Важно также учитывать сезонность данного бизнеса на той или иной территории.
При этом планируемый доход ежегодно формируется за счет, что позволит окупить стартовые расходы на порядок быстрее:

  • тренажерного зала – 500 000 руб.;
  • бильярдных столов – 300 000 руб.;
  • ресторана и бара – 1 700 000 руб.

Отдельно стоит рассмотреть расходы на рекламу. На начальном этапе такой пункт как «реклама» будет требовать куда больше средств, чем в дальнейшем. В среднем, начинающие владельцы небольших гостиниц «раскручивают» свой бизнес в течение 2-4 месяцев. Это время наиболее агрессивное (в финансовом плане) время. В первые месяцы на рекламу тратится около 10 000 – 30 000 рублей в месяц. В эту сумму входит:

  • Размещение объявлений в печатных изданиях 500 – 1 000 рублей;
  • Реклама на баннерах и растяжках 3 000 – 5 000 рублей;
  • Реклама в сети интернет 500 – 2000 рублей;
  • Телевидение — 20 000 рублей;
  • Радио — 1 500 рублей.

В дальнейшем для поддержания посещаемости гостиницы ежемесячно будет уходить около 3 000 – 5 000 рублей в месяц.

 

 

Заключение

Гостиничное дело – особенный бизнес. Он требует множества усилий, стараний и в какой-то степени таланта. Здесь важно не только организовать персонал, дело и себя, но и создать определенную атмосферу тепла, уюта и комфорта для посетителя. В подобного рода бизнесе сложно рассчитывать на постоянных клиентов, нужно иметь ряд особенностей, чтобы вновь прибывший в город турист выбрал именно Вас и персонал гостиницы, и в случае необходимости обязательно вернулся.


Читайте также: