Клининг – это перспективная сфера бизнеса в России. По статистике в развитых городах США и Европы коммерческая недвижимость на 80% обслуживается клининговыми компаниями. В России доля рынка существенно ниже. Однако стремительный темп роста открытия новых организаций, расширение коммерческих площадей, а также набирающая популярность услуга частных уборщиц делают клининг актуальным и выгодным направлением в бизнесе.
Организовать собственную клининговую компанию, как и любой другой бизнес, достаточно сложно. Но этот вариант предпринимательства имеет сравнительно низкий входной порог: меньшая капиталоемкость, богатый выбор кадров и т.д. Поэтому открыть личную клининговую фирму под силу каждому. Однако удержаться на плаву, эффективно борясь с конкуренцией – более важная и сложная задача.
Оглавление
Целевая аудитория клининговой компании
Клиентская база клининговой компании разделяется на 2 категории: физические лица и юридические лица. В первой категории целевой аудиторией выступают семьи с доходом не менее 20 000 рублей в расчете на 1 члена семьи. Как правило, такие семьи могут себе позволить периодически вызвать на дом уборщицу для нейтрализации последствий ремонта или, например, шумной вечеринки. Вторая категория клиентов представлена коммерческими объектами, в которых необходимо поддерживать чистоту. Как правило, это офисы. Спрос частных лиц на услуги клининга непостоянен. Поэтому основной доход компании будет складываться от заключенных договоров обслуживания с различными организациями.
Услуги клининговой компании
Спектр услуг клининговой компании достаточно широк. Наиболее востребованными являются:
- Ежедневная уборка. Она обычно включает в себя уборку полов, протирание пыли, чистку зеркал, вынос мусора и т.д. Услуга оказывается достаточно быстро, не требует использования специальных чистящих средств. Чаще всего ее заказывают офисы на ежедневной основе (либо через день). Стоимость в среднем составляет около 10-20 рублей/кв.м.
- Генеральная уборка. В дополнение к предыдущей услуге, производится удалений загрязнений с поверхности мебели и стен, мытье плинтусов, окон и т.д. Такой вид уборки занимает гораздо больше времени, поэтому она обходится заказчику дороже. Заказывают обычно раз в 2-4 недели. Стоимость в среднем составляет 60-80 рублей/кв.м.
- Первичная уборка помещения. В данном случае услуга оказывается после строительства или проведения ремонтных работ. В дополнение к генеральной уборке здесь входит вынос строительного мусора, тщательное удаление пыли со всех поверхностей, проветривание помещений и т.д. Стоимость – от 80-100 рублей/кв.м.
- Чистка мебели, ковров и т.п. Данной услугой в основном пользуются частные клиенты. Удаляются въевшиеся загрязнения с диванов, кроватей, мягкой мебели, устраняется неприятных запах и т.д. Стоимость зависит от мебели, например, химчистка ковра обходится в 200 рублей/кв.м., а химчистка дивана – в 1 500 рублей.
- Прочие услуги: чистка плит, мойка окон, уборка прилегающих территорий и т.д. Стоимость согласуется с заказчиком в каждом конкретном случае.
Бизнес-план
Регистрация бизнеса
Любая предпринимательская активность требует официальной регистрации в налоговых органах. Законодательство открывает перед бизнесменом достаточно широкий выбор организационных форм и систем налогообложения. В данном случае выгоднее всего зарегистрироваться самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя. Это избавит от необходимости найма в штат или аутсорса бухгалтера (ИП не обязаны вести полноценный бухгалтерский учет), позволит упростить вывод прибыли. Сопутствующие риски сравнительно невысокие. Чтобы зарегистрироваться как ИП, требуется заполнить форму Р21001 и уплатить госпошлину в размере 800 рублей. В качестве системы налогообложения подойдет УСН.
Выбор помещения, автомобиль
Несмотря на то, что услуга оказывается непосредственно в помещении клиента, требуется аренда отдельного офиса, в котором будут заключаться договоры с заказчиками, храниться весь необходимый инвентарь и оборудование.
Занимать дорогостоящую площадь в центре города не обязательно – достаточно небольшого помещения в спальном районе или даже на окраине, но огромное значение имеет транспортная развязка. Водитель с сотрудниками и оборудованием должен максимально быстро добраться до любой точки в городе. Стоимость аренды таких помещений составляет примерно 400 рублей/кв.м.
Офис клининговой компании должен иметь площадь около 30 кв.м. Из них не менее 12 кв.м должен занимать сам офис, оставшиеся 18 кв.м – складское помещение, где хранится весь инвентарь, моющие средства, оборудование. Стоимость аренды такого офиса составит 12 000 рублей в месяц. Коммунальные платежи (электричество, интернет, телефон) составят около 3 000 рублей в месяц.
Другой, не менее важный аспект клинингового бизнеса – служебный автомобиль. Так как работники заняты на территории заказчика, их необходимо своевременно привозить и увозить. Кроме того, в автомобиле должно быть свободное место для всего инвентаря и оборудования. Это существенно сокращает возможные категории транспорта – микроавтобус будет оптимальным вариантом. Можно приобрести ГАЗ Соболь, Toyota Hiace, Renault Trafic и т.д. Стоимость подержанного автомобиля составляет примерно 500 000 рублей. Это единственное дорогостоящее капиталовложение в клининговый бизнес. Однако если предприниматель уже располагает автомобилем класса «микроавтобус», «минивен» или хотя бы «универсал», стартовые расходы существенно сократятся. Кроме того, учитывая износ автомобиля, а также своевременный ремонт и потребление топлива, ежемесячно на его обслуживание будет тратиться не менее 10 000 рублей.
Необходимое оборудование
Для того чтобы клининговая компания могла принимать заказы и обслуживать клиентов, требуется обустроить офис и приобрести все необходимое оборудование и инвентарь.
Для обустройства офиса потребуется:
- Стол – 10 000 рублей;
- Офисное кресло – 5 000 рублей;
- ПК и оргтехника (МФУ) – 50 000 рублей;
- Служебный телефон – 5 000 рублей;
- Шкаф для верхней одежды – 10 000 рублей;
- Стеллаж для документов – 5 000 рублей;
- Стулья для клиентов (2 шт.) – 5 000 рублей;
- Канцтовары – 5 000 рублей.
Всего для обустройства офиса потребуется 95 000 рублей.
Кроме этого необходимо приобрести оборудование:
- Промышленный пылесос (3 шт.) – 45 000 рублей;
- Поломоечная машина – 60 000 рублей;
- Полотер (3 шт.) – 45 000 рублей;
- Специальный фен для сушки ковров – 15 000 рублей;
- Уборочная тележка (3 шт.) – 15 000 рублей;
- Пароочиститель (3 шт.) – 21 000 рублей;
- Прочий хозяйственный инвентарь (3 комплекта) – 15 000 рублей;
- Спецодежда для сотрудников (3 комплекта) – 9 000 рублей.
Итого, чтобы приобрести все необходимое оборудование потребуется 225 000 рублей.
Кроме того, для работы клининговой компании требуются расходные материалы – чистящие средства, тряпки и пр. С учетом их расхода, ежемесячно на пополнение запасов будет требоваться не менее 10 000 рублей.
Персонал
В штате клининговой компании должны быть:
- Руководитель. Осуществляет общее руководство, занимается продвижением бизнеса, формирует финансовую отчетность и т.д. На старте бизнеса эту роль может взять на себя сам индивидуальный предприниматель в целях экономии бюджета. Соответственно, доход руководителя складывается исходя из чистой прибыли организации. Тем не менее, ИП должен уплачивать за себя фиксированные взносы на ОМС и ОПС в размере 32 385 рублей в год или 2 699 рублей в месяц.
- Менеджер-диспечтер. Координирует работу сотрудников, заключает договоры с клиентами, следит за состоянием оборудования, своевременным пополнением расходных материалов и пр. Требования: высшее образование (менеджмент), опыт работы с клиентами (например, в сфере продаж) от 1 года. Заработная плата – 20 000 рублей в месяц.
- Клининговый работник. В его обязанности входит непосредственная уборка помещений с выездом к клиенту. Требований к должности нет. Оплата труда – 15 000 рублей в месяц. Требуется 3 штатные единицы.
- Водитель. Необходим для доставки сотрудников и оборудования к месту работы. Помогает с погрузочно-разгрузочными работами. Требования: водительский стаж от 3-х лет, водительское удостоверение соответствующей категории. Заработная плата – 20 000 рублей в месяц.
Итого, на оплату труда наемных рабочих ежемесячно будет уходить 85 000 рублей. Учитывая официальное оформление сотрудников, работодатель обязуется уплачивать за них взносы в ПФР, ФОМС и ФСС в размере 30% от их оклада. Таким образом, фонд оплаты труда с учетом фиксированных отчислений самого ИП будет составлять 113 199 рублей в месяц.
Примерные расходы на открытие клининга
Теперь посчитаем стартовые капиталовложения на открытие клининговой компании и ее ежемесячные расходы.
На запуск бизнеса необходимо:
- Регистрация ИП – 800 рублей;
- Служебный автомобиль – 500 000 рублей;
- Оборудование для офиса – 95 000 рублей;
- Рабочее оборудование и инвентарь – 225 000 рублей.
Итого: 820 800 рублей.
В ежемесячные расходы клининговой компании входит:
- Аренда офиса – 12 000 рублей;
- Коммунальные платежи – 3 000 рублей;
- Обслуживание автомобиля – 10 000 рублей;
- Расходные материалы – 10 000 рублей;
- Оплата труда сотрудников – 113 199 рублей.
Итого: 139 199 рублей в месяц.
Доход и прибыль
При расчете дохода будет ориентироваться в первую очередь на крупных заказчиков – юридических лиц. В штате на клининге работают 3 специалиста, каждый из которых может на протяжении 1 рабочего дня убрать в среднем около 300 кв.м (с учетом переезда на новое место уборки). Итого, общая выручка с 3-х сотрудников за услугу «Ежедневная уборка 15 рублей/кв.м» составит около 13 500 рублей в день. За 22-дневый рабочий месяц выручка составит 297 000 рублей.
Ежемесячные расходы составляют 139 199 рублей в месяц. При данной структуре расходов выгоднее использовать модель УСН «доход», в соответствии с которой налог высчитывается с выручки в размере 6%. Таким образом, сумма налога составляет 17 820. За вычетом расходов и налога, чистая прибыль клининговой компании составляет 139 981 рубль. Это позволяет окупить стартовые капиталовложения в бизнес в течение 6 месяцев.
Разумеется, на практике доход может сильно отличаться. Это зависит от конкуренции на рынке, количества клиентов и т.п. Возможно, штат из 3 клининговых специалистов окажется слишком большим. Но как бы то ни было, клининговая компания может приносить хорошую прибыль и самое главное – быстро окупается на фоне сравнительно низкого входного порога.
Возможные риски
При организации бизнеса стоит максимально внимательно относиться ко всем угрозам внутри и извне. Это позволит своевременно принять меры и снизить негативные последствия. При работе клининговой компании к внешним рискам можно отнести:
- Рост себестоимости услуги. Повышение цен на расходные материалы (моющие средства), топливо и т.п. неуклонно ведет к тому, что маржинальная прибыль компании сокращается. Нейтрализовать можно, создав запас наценки на себестоимость. Либо повысив цену на услугу, что может быть негативно воспринято рынком.
- Конкуренция. Это главная угроза любой компании. Конкуренты, работающие на рынке много лет и имеющие положительную репутацию, с легкостью расширяются за счет новых клиентов. Молодой компании сложно выстоять против таких гигантов, приходится тратить существенные суммы на рекламу и продвижение. В то же время многие новички демпингуют, снижая цены на свои услуги, тем самым привлекая клиентов за счет снижения прибыли.
Кроме внешних факторов, угрозу могут составлять и внутренние факторы:
- Некомпетентный персонал. Незаинтересованный или неквалифицированный диспетчер, ленивый клининговый специалист – все это негативно воспринимается заказчиком, ухудшает репутацию компании. Необходимо обучать и мотивировать персонал, причем не только с материальной стороны.
- Сезонный спрос. Как правило, в зимний период уборка в офисах актуальнее, чем летом. Соответственно, в теплую и сухую погоду спрос может упасть вдвое. Чтобы избежать негативных последствий, можно проводить акции.
- Поломка оборудования/автомобиля. Внезапная неисправность приводит к тому, что услуга не может быть оказана своевременно или в полном объеме. Деятельность приостанавливается, текущая прибыль теряется, а потенциальная может и вовсе исчезнуть (клиент уйдет к конкуренту). Для избегания угрозы рекомендуется своевременно проводить проверку оборудования, сотрудничать с надежными поставщиками и сервисными центрами.