Бизнес-идея: Выращивание малины

Ягодный бизнес всегда славился привлекательностью, благодаря своей перспективности и прибыльности. Одновременно с этим это достаточно трудоемкий и затратный процесс, требующий внимательного отношения к выращиваемой культуре. Если за дело взялся трудолюбивый предприниматель, ягодный бизнес принесет ему высокую прибыль.

Сочные и сладкие ягоды малины всегда пользовались особой любовью у детей и взрослых. Это несомненный ягодный лидер, сочетающий в себе не только прекрасные вкусовые качества, но пользу в виде богатого витаминного состава. Малина не особо привередлива к условиям выращивания, поэтому ее выращиванием занимаются практически на всех садовых и приусадебных участках России. И лишь немногие превратили это сладкое хобби в прибыльный бизнес.

Малина как бизнес

Для того, чтобы выращивание малины стало рентабельным бизнесом, а не очередным домашним малинником, необходимо тщательное планирование, а точнее – составление подробного и грамотного бизнес-плана. Такой подход поможет не только учесть все нюансы предприятия, но и привлечь инвестиции со стороны, при отсутствии собственных средств для запуска. Составляя бизнес-план по выращиванию малины, все же стоит опираться на свои ресурсы и опыт, т.к. его реализация потребует активного участия во всех этапах его реализации.

Каждый пункт бизнес-плана должен отвечать на конкретный вопрос, четко аргументируя реалистичность планирования. Стандартные пункты бизнес планирования следующие:

  • Основная характеристика и особенности бизнеса;
  • Какой продукт или услугу предлагает проект;
  • Основные потребители и маркетинговый план по сбыту продукции;
  • Основные статьи затрат;
  • Начальные инвестиции;
  • Оценка возможных рисков и дополнительные источники дохода от бизнеса.
  • Прогноз рентабельности и окупаемости бизнеса.

Для того, чтобы ответить на все вопросы, перед составлением бизнес-плана делается качественный анализ, собирается вся доступная информация о предмете будущего проекта, а именно – выращивания малины.

Описание бизнес-идеи по выращиванию малины

Учитывая то, что рынок ягодного бизнеса недостаточно развит в России, но при этом пользуется огромным спросом у потребителей, этот бизнес будет привлекательным на протяжении в ближайшие несколько лет. Несмотря на высокий спрос, ее выращивают недостаточно, чтобы его удовлетворить.

Климатические условия регионов России и местные почвы наиболее подходят для успешного выращивания и разведения малины. Бизнес можно организовать на собственном земельном участке в несколько соток, для розничной торговли такого урожая ягод будет достаточно. Это обеспечит доход как минимум в среднемесячную зарплату. Для более серьезного объема и повышения рентабельности бизнеса лучше всего начать с земельного участка площадью 2 га земли.

Каждый куст малины способен давать от 0,5 кг до 4 кг урожая ягод за сезон. Некоторые крупноплодные сорта способны отдавать до 8 кг. Некоторые производители малины склонны завышать данные по урожайности, утверждая о том, что они получают 30-40 тонн ягоды с гектара, но делается это, скорее всего, для «запугивания» конкурентов. Если реально смотреть на дело, то при планировании лучше всего брать средние показатели – 2 кг ягод с куста, независимо от выбранных сортов.

Как показывает опыт ягодных хозяйств, наиболее рационально выращивать несколько сортов малины в одном хозяйстве с разным сроком созревания ягод. Это позволит собирать урожай более длительный период, что снизит риски, связанные с коротким сроком хранения ягод малины. Для выращивания малины с целью получения прибыли, подбирают подходящие для региона высадки сорта. Саженцы покупаются в специализированных селекционных хозяйствах оптом – это позволит сократить расходную статью.

Собранный урожай фасуется в деревянные лотки и отправляется в розничную продажу на рынки, или реализуются оптом в сеть супермаркетов или магазинов. Возможна оптовая продажа ягод на переработку на предприятия-производители кондитерской продукции, консервации, соков, молочной продукции, десертов и т.д., если такие находятся в логистически удобном расположении от места выращивания ягод.

При большой площади занимаемой малинником земли понадобится наемная рабочая сила для ухода за растениями и сбора урожая, а также транспорт для доставки на место реализации товара.

Как выбрать правильные сорта малины для бизнеса

Чтобы достигнуть высоких успехов в выращивании малины, при посадке необходимо выбирать наиболее рентабельные сорта. Малина бывает двух типов — двухлетняя и ремонтантная. Обычная двухлетняя малина начнет давать урожай только на второй год после высадки, а ремонтантные сорта плодоносят уже в первый год, при этом урожай созревает дважды – летом и осенью.

Если сравнивать эти два вида малины, то можно отметить, что ремонтантные сорта более устойчивы к болезням и погодным катаклизмам, но вкусовые качества гораздо ниже, чем у двухлетки. Еще один минус ремонтантной малины в том, что при холодном лете и ранней осени второй урожай может не созреть. Двухлетняя малина обладает прекрасными вкусовыми характеристиками, но очень чувствительна к низким  температурам, поэтому может вымерзать зимой.

Наиболее успешными сортами малины, подходящими для выращивания в целях коммерции, которые показали себя по таким показателям, как урожайность, морозоустойчивость, стойкость к заболеваниям и транспортабельность ягод, принято считать:

  • Малахит;
  • Ляшка;
  • Феномен;
  • Таганка;
  • Столешник;

Ремонтантные сорта малины:

  • Брусвяна;
  • Версаль;
  • Атлант;
  • Полана;

При расчете расходных статей в бизнес-плане следует учитывать, что саженцы ремонтантной малины в два раза дороже обычной.

Производственные тонкости



Возможности и окончательные цели бизнеса по выращиванию малины могут быть разными. Если размеры участка не превышают 50 соток, то наилучшим вариантом будет приобретение сразу всей партии саженцев малины, необходимой для высадки на данной площади. При планировании больших объемов выращивания уместно сначала заложить маточник и высадить небольшие участки малины разных сортов. В течении 2-3 лет ведется наблюдение за поведением и плодоношением сортов, одновременно размножая наиболее рентабельные сорта. Только затем проводится высадка растений на предполагаемую площадь. Малина относится к долгоплодящей ягоде, поэтому в течении 10 лет обновлять малинник не понадобится.

Для высадки выбираются только здоровые саженцы с хорошо развитой корневой системой без повреждений. Начинают высадку ранней весной или осенью до появления первых заморозков в предварительно удобренный грунт.  Самая оптимальная и классическая схема высадки малины – в ряд с расстоянием 0,5 м между саженцами и от 1,5 м до 2м между рядами. При такой схеме на одну сотку поместится до 150 саженцев.

Для высокорослых сортов и сортов-гигантов потребуются шпалеры. Организация шпалер зависит исключительно от фантазии и финансовых возможностей. Это могут быть колья высотой 1,5-2 м или бетонные столбики, расположенные на расстоянии 5 м друг от друга, с натянутым между ними тросиком или проволокой. Уже через год кусты необходимо будет подвязывать. Кроме шпалер понадобится полив, удобрения, подкормки и защита растений.

При планировании продажи саженцев, необходимо предусмотреть дополнительные площади под их разведение. Размножение малины не требует особых усилий. Все варианты основываются на прикопном способе корней или пагонов.

Уборка ягод осуществляется только вручную. Для того, чтобы не было проблем с реализацией, важно сохранить презентабельный товарный вид малины. Для этого сразу после уборки ягоды фасуют в пластиковые контейнеры или специальные лотки, после чего помещают в специальные холодильные камеры. Такая фасовка позволит доставить ягоду в нормальном виде в пункт реализации.

Сбыт и реклама в ягодном бизнесе

Для любого производства реализация конечного продукта является наиболее ключевым моментом в получении прибыли. Правильно организованный сбыт и маркетинг – половина успеха в бизнесе по выращиванию ягод. Дело в том, что реализация такой ягоды как малина – достаточно рискованный проект, учитывая ее непригодность к длительному хранению и малотранспортабельность. Поэтому еще при составлении бизнес-плана предприниматель должен четко понимать, куда он будет реализовывать конечный продукт. Сбыт может осуществляться через следующие каналы:

  • Местные и региональные рынки;
  • Заводы по переработке ягод;
  • Производители продуктов питания;
  • Местная сеть супермаркетов или магазины.

Компания по рекламе ягодного бизнеса играет не последнюю роль не только для привлечения новых потенциальных покупателей и расширения рынков сбыта, но и для более выгодного формирования цены на свой продукт. Наиболее экономично-эффективные пути рекламы для такого продукта, как малина, в виде ягоды или саженца, являются:

  • Объявления в местных газетах или соцсетях;
  • Ярмарки продуктов питания;
  • Собственный сайт;
  • Рекомендации существующих клиентов;
  • Специализированные сельскохозяйственные издания.

Производство и продажа качественного продукта само по себе становится рекламой для предприятия.

Статьи расходов

Как и при запуске предприятия любого другого вида деятельности, затраты на производство и его старт зависят только от начальных финансовых возможностей предпринимателя и его инвесторов. Для малых и средних хозяйств по выращиванию малины, расчет расходных статей  в процентном соотношении к начальному капиталу выглядит следующим образом:

  • Закупка саженцев – до 60% бюджета;
  • Шпалеры – 5-10%;
  • Удобрения, средства по уходу за растениями – 10%;
  • Организация полива- 5%
  • Оборудование – садовый инвентарь, упаковочная тара – 10-20%;
  • Оплата труда, коммунальные услуги и транспортные расходы – 5%.

Цена саженцев малины колеблется в зависимости от сорта от 100 до 500 руб. за штуку. В среднем для запуска сортового малинника на 10 сотках земли потребуется от 1500 у.е.

Расчет рентабельности бизнеса по выращиванию малины

Прибыльность бизнеса по выращиванию малины зависит от многих факторов. На это влияет и технологии выращивания, и способ реализации, и площадь участка и много других факторов. Можно посчитать лишь усредненные показатели рентабельности бизнеса по выращиванию малины. Чтобы удобнее было делать вычисления, рассмотрим получение прибыли на участке 10 соток.

Предлагаемая выше схема высадки саженцев предполагает, что на площади 10 соток разместится до 1500 кустов малины. Для того, чтобы рассчитать количество предполагаемого урожая, возьмем очень средние показатели – 2 кг малины с куста. Итого – 3000 кг малины с 10 соток. При цене малины  100 руб./кг, выручка за реализацию всего урожая составит 300 000руб. Учитывая все статьи расходов в первый год высадки саженцев, чистая прибыль составит не более 200 000 руб. Теоретически получается, что рентабельность выращивания малины составляет 60%. В реальности, есть много показателей, способных сократить этот показатель практически вдвое. Поэтому в отношении бизнеса по выращиванию малины принято считать рентабельность на уровне 30-40%.

Оценка возможных рисков и дополнительные источники дохода

Основные риски в любом сельскохозяйственном бизнесе, особенно в ягодном – это резкая смена погодных условий. Также существует опасность в виде человеческого фактора, ведь уход и уборка малины предполагает использование ручного труда. Важно оценить наличие условий для хранения, чтобы ягода поступила на место реализации в качественном состоянии.

Для того чтобы минимализировать возможные риски, нужно не только предугадать их, но и иметь возможности в качестве дополнительного дохода, чтобы застраховать свой бизнес от убытков. Поиск оптовых покупателей застрахует от возможности потери товара в связи с длительными сроками хранения.

Например, если при выращивании малины позаботиться о дополнительном оборудовании, можно получать продукты переработки в случае потери товарного вида. Наличие специальных морозильных камер позволит часть своей продукции замораживать и получать продукт с добавленной стоимостью.

Источником дополнительного дохода с малинника можно считать и продажу саженцев. Для этого надо организовать небольшой участок для размножения малины и выращивания молодых саженцев.

Высокой рентабельности ягодного бизнеса можно добиться только при правильно подходе к составлению бизнес-плана. В нем должны быть учтены все нюансы будущего предприятия. При соблюдении всех агротехнических норм и рекомендаций, при внедрении в производство инновационных технологий выращивания растений и при выращивании перспективных элитных сортов предприятие по выращиванию малины может стать надежным и выгодным предприятием.


Читайте также:


Adblock detector