Бизнес-идея: Продуктовый магазин


Продукты питания по праву считаются одними из наиболее потребляемых товаров – люди ели, едят и будут есть всегда. Соответственно, их продажа при грамотной организации дела может приносить регулярную и хорошую прибыль. Несмотря на то, что крупные торговые сети предлагают широкий ассортимент товаров, который не ограничивается одними продуктами питания, а также более низкие цены, их расположение не всегда удобно для многих жителей, которым проще посетить небольшой продуктовый, находящийся вблизи от дома, что и делает открытие такого магазина актуальным.


Основной сложностью при организации такого бизнеса выступает сильная конкуренция. Предпринимателю необходимо противостоять не только демпингующим торговым сетям, но и другим продуктовым магазинам, которые открыты повсеместно. Также придется выдерживать регулярные проверки надзорных органов, организовывать закупку товаров и утилизацию просроченных продуктов, проводить акции и многое другое. Поэтому такой бизнес не только прибыльный, но и крайне сложный.

Особенности бизнеса

Перед предпринимателем, как правило, стоит 2 варианта открытия магазина: собственными усилиями или в рамках франшизы крупного бренда. В 1-ом случае стартовые капиталовложения окажутся немного ниже, а полученная прибыль будет принадлежать целиком и полностью владельцу бизнеса, однако придется приложить немало усилий на продвижение магазина. В случае с франшизой, раскрутить торговую точку гораздо проще, но за право пользования товарным знаком требуется заплатить паушальный взнос, который может достигать 100 тысяч рублей, а также придется регулярно оплачивать роялти за пользование брендом, который составляет определенный процент от прибыли. Это негативно сказывается на заработке бизнесмена.


Другим моментом является сама концепция бизнеса: это будет универсальный продуктовый магазин, или узкоспециализированный? И какое направление будет приоритетным во 2-ом случае – торговля мясом, морепродуктами и рыбой, кондитерскими и хлебобулочными изделиям? Ответы на данные вопросы следует искать в анализе местного рынка: наиболее востребованная продукция, текущее предложение на рынке, конкуренция и многое другое. Однако, по статистике, наибольшей популярность пользуются именно узкоспециализированные магазины, предоставляющие широкий ассортимент продукции в определенном сегменте. Однако предложение не может ограничиваться, например, одними колбасами и сырами. Такой магазин может реализовывать наиболее востребованные хлебобулочные изделия, напитки и многое другое.

Выбор поставщиков продукции

Найти поставщика товаров в продуктовый магазин не так сложно – рынок перенасыщен предложениями, но количество фирм, которые занимаются оптовой поставкой товаров, слишком высоко, чтобы с легкостью сделать правильный выбор. Поэтому в 1-ую очередь необходимо ориентироваться на качество продукции и цену (выбрать оптимальное соотношение), а также учитывать расположение поставщика, географию и графики поставок. Кроме того, желательно найти поставщика, который предоставляет товар с отсрочкой платежа – в начале работы магазин может приносить очень мало прибыли, а стартовых капиталовложений, скорее всего, не хватит и на обустройство торгового зала, и на закупку 1-й партии продукции.

 

Выбор местоположения

От выбора расположения торговой точки во многом зависит ее прибыльность. Правильному выбору способствует анализ «зон предпочтений». Например, если открыться поблизости от крупного торгового центра, в котором есть огромный супермаркет, посещаемость продуктового магазина будет крайне низкой. Мало кто предпочтет покупать товар в небольшом магазине по слегка завышенной цене (демпинг категорически не рекомендуется в данном деле). Поэтому оптимальным расстоянием до ближайшей крупной торговой сети будет минимум 150-200 метров, а в идеале – 500 и более.

Также следует ориентироваться на окружающие здания: если магазин будет открыт неподалеку от многоэтажек, то он мгновенно станет актуальным для местных жителей и будет поддерживать постоянную клиентуру. К тому же часто можно арендовать помещение, находящееся на 1-ом этаже многоэтажного здания. Но с другой стороны, использование модульных конструкций позволит в кратчайшие сроки перенести магазин в более прибыльное место.

Бизнес-план

Перед тем, как открывать свой продуктовый магазин и реализовывать закупленную продукцию, требуется официально оформить бизнес. Для этого необходимо подать документы в налоговый орган и выбрать организационно-правовую форму. В данном случае законодательство предлагает 2 наиболее подходящие формы ведения бизнеса: ООО и ИП. Каждая из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки, но при открытии продуктового магазина следует уделить внимание следующему моменту: индивидуальный предприниматель не может реализовывать алкогольную продукцию (за исключением слабоалкогольных напитков, например, пива). Общество с ограниченной ответственностью в праве торговать крепким спиртным, однако сама форма обязывает вести сложную отчетность (в том числе бухгалтерскую), а также усложняет вывод прибыли. Однако, реализация алкогольной продукции приносит хорошую прибыль, поэтому все же лучше зарегистрировать ООО, если это позволяют капиталовложения. Для этого потребуется оплатить госпошлину в размере 4 000 рублей, внести уставный капитал – 10 000 рублей. Так как мы создаем хозяйственное общество для реализации крепкой алкогольной продукции, то потребуется ежегодно приобретать лицензию на розничную продажу алкоголя, которая стоит 65 000 рублей.

Выше мы определились с местоположением, теперь оговорим непосредственно площадь и обустройство торговой точки. Во-первых, торговый зал должен быть не менее 100 кв.м., при этом около 50 кв.м. должно отводиться на административные и подсобные помещения. Такая площадь необходима для демонстрации широкого ассортимента продукции, а также наличия свободного пространства для посетителей. Ежемесячная аренда такой площади будет обходиться не менее, чем в 100 000 рублей. При этом помещение должно быть отапливаемым, иметь канализацию и вентиляцию, а также электроснабжение. Оплата коммунальных услуг будет обходиться примерно в 15 000 рублей в месяц.

Перед размещением всего необходимого оборудования требуется провести ремонтные работы. Пол должен быть вымощен кафельной плиткой (цена материала – 100 000 рублей, стоимость работ по монтажу – 70 000 рублей), а стены окрашены огнеупорной и нетоксичной краской (цена материала – 20 000 рублей, стоимость работ – 15 000 рублей). Также должны быть установлены кондиционеры (50 000 рублей), стеклянные двери (40 000 рублей), осветительные приборы по всей площади (20 000 рублей). За изготовление вывески по индивидуальному заказу придется отдать около 10 000 рублей. Итого на обустройство магазина потребуется, как минимум, 325 000 рублей.

Далее следует приступить к покупке и размещению оборудования для торгового зала. В него входят:

  1. Холодильные камеры витринного типа. В них хранится и демонстрируется скоропортящаяся продукция (молочное, выпечка и т.п.). Стоимость – 150 000 рублей;
  2. Морозильные камеры витринного типа. Здесь размещается продукция, хранящаяся в замороженном виде (мясо, рыба, полуфабрикаты, мороженое). Цена – 150 000 рублей;
  3. Стеллажи для размещения товара. На них располагается обычная продукция магазина (овощи, фрукты, сладости и др.). Стоимость — 50 000 рублей;
  4. Прилавки. Необходимы для отделения продавцов и покупателей, а также блокировки доступа в административные помещения. Цена – 20 000 рублей;
  5. Контрольно-кассовая техника. Используется для расчетов с покупателями (прием наличных, безналичная оплата). Стоимость – 20 000 рублей;
  6. Корзины и тележки для покупателей. Требуются для переноски продуктов от витрин и стеллажей до кассы. Стоимость – 10 000 рублей;
  7. Стул для продавца-кассира. Цена – 5 000 рублей;
  8. Рабочий инструмент (ножи, разделочные доски, емкости, весы и пр.). Стоимость – 15 000 рублей;
  9. Монтаж камер видеонаблюдения. Цена – 20 000 рублей.

Итого, чтобы оборудовать торговый зал, потребуется не менее 440 000 рублей.
Наряду с оборудованием торгового зала, требуется также приобрести мебель и технику для административных помещений:

  1. Оргтехника (компьютеры, МФУ). Требуется для работы с сайтом магазина, подготовкой отчетности. Стоимость – 80 000 рублей;
  2. Шкафы. В них должна храниться вся отчетная документация по работе магазина. Цена – 30 000 рублей;
  3. Стол, стулья для административного персонала. Стоимость – 20 000 рублей;
  4. Стеллажи для хранения продукции. Цена – 20 000 рублей;
  5. Технический инвентарь (ведра, тряпки, моющие средства и т.д.). Стоимость – 5 000 рублей.

Итого, обустройство административных помещений обойдется в 155 000 рублей.
Теперь перейдем к найму персонала. Для выполнения всех работ требуется:

  1. Администратор. Отвечает за организационную работу, заключает договоры поставок, контролирует персонал, подготавливает отчеты и т.д. Требования: высшее образование (профиль: менеджмент), опыт работы на руководящей должности не менее 3-х лет, желательно в сфере розничной торговли. Заработная плата – 35 000 рублей;
  2. Бухгалтер. Необходим для ведения бухгалтерского учета магазина, составления отчетности. Требования: высшее экономическое образование (профиль: бухгалтерское дело), опыт работы по профессии – от 1-го года. Заработная плата – 25 000 рублей;
  3. Продавец-кассир. Занимается приемкой товара, его раскладкой в торговом зале, заменой ценников, отпускает товар покупателям. Особых требований нет, но приветствуется опыт работы в смежной сфере деятельности. Заработная плата – 15 000 рублей. Требуется 3 сотрудника;
  4. Уборщица. Необходима для уборки торгового зала и административных помещений в конце рабочего дня. Требований нет, заработная плата – 10 000 рублей.
    Итого, фонд оплаты труда составит 115 000 рублей. Учитывая необходимость владельца бизнеса уплачивать все взносы в ФСС, ФОМС и ПФР в сумме 30% от ФОТ, на оплату труда сотрудников будет уходить 149 500 рублей ежемесячно.

Таким образом, расходы имеют следующий вид:

1. При открытии (стартовые капиталовложения):

  • регистрация юридического лица, получение лицензии – 79 000 рублей;
  • ремонт помещения, его оформление – 325 000 рублей;
  • закупка оборудования для торгового зала – 440 000 рублей;
  • обустройство административных помещений – 155 000 рублей.

Итого: 999 000 рублей.

2. Ежемесячные расходы:
— аренда – 100 000 рублей;
— коммунальные платежи – 15 000 рублей;
— оплата труда персонала – 149 500 рублей.
Итого: 264 500 рублей/месяц.

 

Основной ассортимент товаров должен включать в себя продукты 1-й необходимости (молоко, хлеб), колбасные изделия, сыры, крупы, макаронные изделия, кондитерскую продукцию, консервы, а также алкоголь и табак. Для расчета доходов воспользуемся средней наценкой на товары, а также средним чеком покупателя. По статистике, средняя наценка на продукты питания в розничных точках торговли составляет около 30%. Средний чек покупателя продуктового магазина – 500 рублей. Соответственно, валовая прибыль от обслуживания 1-го клиента составит около 115 рублей. Таким образом, для окупаемости бизнеса требуется ежемесячно обслуживать не менее 2 300 клиентов, т.е. ежедневно должно быть около 80 покупателей. В действительности размещенный в месте с хорошей проходимостью продуктовый магазин каждый день обслуживает около 150 посетителей (при графике работы с 10.00 до 22.00 в среднем в час приходит минимум 10 человек). Таким образом, валовая прибыль в данной ситуации будет составлять 517 500 рублей. За вычетом ежемесячных расходов (264 500 рублей) и налогов (т.к. наценка невысокая – 30% – то рекомендуется применять УСН-15% «доходы минус расходы», т.е. налог составит 37 950 рублей), чистая прибыль составит 215 050 рублей, что позволит окупить все расходы на открытие в течение полугода. В реальности за счет нереализованной и утилизированной продукции, а также спада активности продаж, прибыль может уменьшиться вдвое, что увеличит окупаемость до года.


Читайте также: